Французский регион Прованс знаменит на весь мир лавандовыми полями. Но еще там есть один город, где ежегодно проходит всемирно известный театральный фестиваль. В течение июля улицы средневекового города живут в особом измерении – бурлеска, карнавала и фантазии.
Каждый год почти три недели происходит театральное паломничество. Его границы очерчены старинными городскими стенами, длиной почти пять километров. Величественное наследие обеспечивает неповторимый театральный фон, так, что и не надо специальных декораций. Город превращается в сцену для 130 тысяч зрителей.
Этот фестиваль положил начало французский актер и режиссер Жан Вилар в 1947 году, и сейчас он считается старейшим и одним из важнейших в мире театра. Основатель стремился создать творческую платформу для единения в знак победы над привидениями агрессии для празднования мирной жизни. В процессе глобализации, когда падают стены и железные занавесы, фестиваль стал не только французским, но и международным культурным событием. В этом году свои таланты демонстрировали художники из разных стран Европы и Азии. Среди звездной плеяды приезжали Джульетт Бинош, Кэти Митчелл и Франк Касторф. Директор фестиваля Оливье Пи, собственной персоной представлял в этом году спектакль «Парижане».
Хотя это международный фестиваль, без французского здесь потеряешься. В основном все без перевода или с французскими субтитрами, но это вполне в духе национальной гордости и любви французов к собственной речи. И в этом году были также представления на португальском, немецком, нидерландском, датском и даже грузинском. В качестве варианта можно было положиться на «универсальный язык театра» – спектакля-пантомимы.
Во время фестиваля Авиньон – это гигантский театр, где можно увидеть все: от классических пьес до клоунады. Все потому, что на самом деле фестивалей здесь одновременно два: IN и OFF. Первый – это официальная программа, в рамках которой показывают более 40 спектаклей, преимущественно те, которые представят только в следующем театральном сезоне. Именно поэтому большинство билетов распродали еще до начала фестиваля.
В этом году акценты феста были на истории европейского театра от древней Греции, до Шекспира и Мольера, но также в искусстве Тропической Африки. Много спектаклей уделяли особое внимание правам женщин. И если акценты каждый год меняют, то есть и традиции. Например, премьерное представление всегда происходит во дворе Папского дворца, потому, что 70 лет назад именно в этом шедевре готической архитектуры впервые провели фестиваль. В этом году сцену открыл японский режиссер Сатоши Мияги (Satoshi Miyagi), он показал авторскую интерпретацию древнегреческой трагедии Софокла «Антигона». Мияги буквально наводнил сцену – вся действие происходило в прямоугольнике с водой, по которому «прыгали» актеры. Позади происходила игра света, своего рода отдельный театр теней. Несмотря франкоязычность всего фестиваля, режиссер прибегнул к провокации – спектакль звучал на японском языке.
Как будто в параллельной реальности происходит неофициальная программа – «le off». Она проходит в нетипичных местах – улицах, дворах, квартирах и вообще в первом попавшемся месте, где можно сделать спектакль. Официальную программу финансирует государство, а вот часть «OFF» является независимой, некоммерческой и открытой для участия всех, кто имеет, что сказать миру. Здесь презентуют себя более тысячи театральных компаний и агентств. Конечно, это требует ресурсов: проезд, ночлег, аренда зала, перевозка декораций. И преодолев все преграды, участники с непреодолимой верой едут на фестиваль, чтобы их увидели и заметили.
Улицы Авиньона – это как форум для диалога и взаимных симпатий под открытым небом. И это стоит подчеркнуть: здесь есть исключительная возможность пообщаться с создателями, исполнителями и режиссерами. Без всяких помех, прямо на улице! Но творческие коллективы знают, что им нужно сначала завоевать свою публику, выделиться из массы, заинтриговать. Переодевшись в самые причудливые костюмы, они создают непрерывный цветной балаганный поток и наполняют город невероятной энергией.
Днем воздух раскаленном от южного солнца, но зрителей в поисках театральных билетов на улицах от этого не уменьшалось. Иногда приходится вносить себя в «списки», а через некоторое время приходить еще раз – и только тогда покупать билет.
Казалось, что каждый дом на этих узких улицах имеет свой театр, большой или малый. Этот город ежедневно наполнялось дебатами, чтением и спонтанными мастер-классами. Здесь столько искусства, что хватило бы на всю Европу!
Иногда, протиснувшись сквозь зачарованную смесь зрителей и актеров, в Авиньон прибывал мистраль – отрывистый ветер, что дул прохладой. Трепет плакатов добавлял звука и хаотичного ритма. К вечеру городом разливалась музыка, пение, игривый крик саксофона в рассвете. Все стихает лишь под утро. И когда с завершающими днями с города едет последний зритель, каждый знает, что это только антракт.